Этнографический музей КГУ

Этнографический музей Казанского университета был создан в начале XIX в. как кабинет редкостей, где хранились различные старинные вещи, что сразу придало музею этнографическое направление. Музей возник при восточном разряде (факультете) университета. В течение первой половины XIX в. он пополнялся многочисленными бытовыми вещами, привезенными учеными университета из поездок по Тихому океану, Монголии, Тибету, Китаю.
С середины XIX в. в связи с переводом Восточного разряда в Петербургский университет, этнографические коллекции были переданы кафедре Русской истории, при которой был создан музей отечествоведения. Этот музей продолжал пополняться этнографическими вещами, характеризующими культуру и быт разных народов России, особенно Сибири и многонационального Поволжья.

В 1878 году в Казанском университете было создано Общество Археологии, Истории и Этнографии, в задачу которого входило изучение местного края.

Однако были осуществлены и многочисленные поездки в Среднюю Азию, Сибирь и Дальний Восток. При Обществе был создан этнографический музей, который обогатился многочисленными этнографическими коллекциями по тюркским и финно-угорским народам Поволжья, а также предметам быта и шаманского культа многих народов Сибири.

В 1888 году в университете была создана кафедра географии и этнографии, которая в качестве учебных пособий по страноведению начала приобретать из музея Умляуфа в Гамбурге коллекции по быту многих народов мира, в том числе из Австралии, Океании, Африки, Северной и Южной Америки.

В конце XIX - начале ХХ столетия этнографический кабинет при кафедре пополнился многочисленными вещами, собранными на территории Поволжья во время подготовки и проведения в Казани Всероссийских промышленных выставок 1890 и 1912 гг.

В 1913 году кафедру возглавил профессор Б.Ф.Адлер. По его инициативе существовавшие ранее музеи - отечествоведения, археологии, истории и этнографии и кафедральные музеи - были об'единены в один этнографический музей.

Таким образом, в начале ХХ века музей оформился в крупное научное и учебно-воспитательное учреждение нашей страны. Для него было оборудовано специальное помещение с хорами, на которых по всему периметру были встроены экспозиционные шкафы.

В течение ХХ столетия этнографический музей пополнялся коллекциями, привозимыми учеными университета из экспедиционных поездок преимущественно по многонациональному Поволжью.

Фонды музея были также пополнены бытовыми вещами из Тувы и Вьетнама.
Накопленные в музее в течение почти 200 лет этнографические коллекции дают возможность использовать их для решения многих вопросов, связанных с историей народов, развития их культуры и быта.

Коллекции имеют и большое прикладное значение. Они являются об'ектом тщательного изучения со стороны театральных деятелей, художников, постановщиков спектаклей, дизайнеров и художников текстильных предприятий и др.
Коллекции музея широко используются в учебной работе университета, а также для экскурсий специализированных аудиторий.
Одним из древних народов Поволжья являются татары - потомки булгар, основавших в IX в. крупное государственное об'единение - Волжскую Булгарию. Традиционная культура татар представляет собой удивительное сочетание в их быту степных и лесных элементов, что свидетельствует о сложной истории формирования татарского народа.
Татарская коллекция в музее представлена собранием одежд, украшений, орудиями труда и некоторыми предметами домашнего обихода, собранными в XIX и ХХ вв.

Татарская национальная одежда
Мужской костюм. Мужская одежда состояла из рубашки туникообразного покроя, шитой, в зависимости от имущественного состояния, из холста или тонкой полотняной материи. Кроме того, было принято носить двое штанов. Сверху одевали халат, представляющий легкую домашнюю одежду.
Женский костюм. Платье традиционно имело подкладку в верхней части из светлых хлопчатобумажных тканей. Подольная часть начиналась от середины груди и спинки, сильно присборивалась и спускалась вниз складками. Платья были достаточно свободными в талии. Предпочтением пользовались однотонные шелка нежных оттенков с фактурным рисунком или неярким растительным орнаментом. Платья богато орнаментировались бахромой и рюшами. Поверх платья татарская женщина одевала камзол. Камзолы шили обычно из шелка и бархата. Иногда украшали металлическими и цветными нитями. Спинку и бока камзола сильно зауживали, чтобы подчеркнуть талию.

Тюбетейки
Основной головной убор татар, который мужчины всех возрастов носили постоянно. Тюбетейка представляла собой полусферу или невысокий усеченный конус. В музее представлены однотонные тюбетейки (каляпуш), покрытые богатой вышивкой и расшитые бисером.

Калфаки
Центральный декоративный элемент традиционного татарского костюма. Шились из привозного тонкого трикотажного полотна или бархата. Украшались яркой аппликацией из разноцветных лент. Вышивались пушистыми нитями (синели). Дополнялись бусинками, жемчугом и металлическими нитями.

Золототканый нагрудник.

Женское с'емное нагрудное украшение, закрывающее грудной разрез платья. Изготовлено из красной ткани, отделанной золотым галуном и полосками ткани и лент. Разноцветные полоски нагрудника об'единяли контрастные цвета плечевой одежды и головного убора. Это акцентное значение нагрудника позволяло варьировать детали костюма, для удобства его делали с'емным.

Дополнения
Дополнительными деталями костюма являлись сумочки, кошельки, кисеты. Украшались так же, как головные уборы.



Татарская национальная обувь

Производилась из липового лыка, шерсти, различных тканей и кожи. Наиболее дорогая обувь шилась из сафьяна - специально изготовленной мягкой разноцветной кожи, из которой вырезались орнаментальные детали, сшивались потом в различных мозаичных сочетаниях. Стыки деталей зашивались шелком или золотой нитью.




Ичиги

В XIX в. ичиги пользовались большим спросом у народов Поволжья и Средней Азии и как оригинальная обувь вывозились в страны Западной Европы.
Технология изготовления ичигов используется в современном обувном производстве.




Ювелирные украшения




Татарские женщины носили большое количество украшений - кольца, плоские браслеты, накосники из монет или в сочетании с ювелирными бляхами, серьги. Зажиточные люди имели более полный и дорогой набор украшений высокого качества.


Традиции и современность
Пример использования традиционного орнамента в художественной росписи современных изделий.






Hosted by uCoz