Екатерина часть 129

К сожалению, до сих пор богатые материалы из раскопок Камаевского городища и Русско-Урматского селища практически не введены в научный оборот: не разработаны вопросы стратиграфии и хронологии памятников, отсутствует классификация и типология вещевого материала, нет ответа на вопрос о размерах территории Русско-Урматского поселения в домонгольское и золотоордынское время. Между тем, даже те скудные данные по археологии интересующих нас памятников, которыми мы располагаем сегодня, достаточны для того, чтобы не согласиться с основными положениями концепции "Иски" Казани как предшественницы "Новой". Как было отмечено выше, письменные источники по истории "Иски Казани" отсутствуют, имеются лишь произведения устного народного творчества - легенды и предания, самые ранние записи которых относятся к XVIII столетию. Еще С.М.Шпилевский писал, что "важнейшим предметом содержания татарских рукописей и преданий представляется поход Аксак-Тимура в Булгарию, разорение им булгарских городов и основание г. Казани. Два события эти становятся в связи одно с другим - [Иски] Казань основана спасенными от Тимура царевичасми г. Булгара" [Шпилевский, 1877, с.68 и сл.]. Поскольку сюжет об основании "Иски Казани" как следствие похода Тимура 1391 г. никак не вяжется с историческими и археологическими данными, Р.Г.Фахрутдинов вполне резонно допускает, что в этих преданиях "могли быть отражены события времен Батыя", а не Тимура [Фахрутдинов, 1984, с.161]. Полностью доверившись народной памяти, ученый не сомневается в существовании "Новой" Казани 158 лет от ее основания и до падения в 1552 г., а "Иски Казани" - 104 года до построения "Новой". Таким вот простым способом, внося лишь некоторые коррективы при переводе дат из мусульманской хронологии в христианскую, он получает точные даты возникновения "Иски" и "Новой" Казани - 1298 и 1399 годы соответственно. А вот увязки с археологией все равно не получилось - Русско-Урматское селище, т




Hosted by uCoz