Екатерина часть 79

В большинстве же списков время возникновения Казани увязывается с золотоордынским ханом Саином, основавшим Саинов-Юрт на месте будущей Казани [Казанская история, 1985, с.315]. Несмотря на всю тенденциозность и легендарность, особенно в освещении ранних периодов истории Казани, хронологическая близость его написания к периоду существования Казанского ханства делает это произведение интересным источником. Особую ценность представляют краткие сведения о топографии и фортификации города, архитектурных сооружениях, упомянутых, правда, без четкой локализации. В трудах русских историков Казань как предмет исследования вновь появляется в книге А.И.Лызлова "Скифская история", написанной в конце XVII в. [Лызлов, 1776]. В ней приведена большая подборка материалов, относящихся к внешнеполитическим отношениям Московского государства и Казанского ханства. В качестве основного источника А.И.Лызлов использовал "Казанскую историю". Он поддержал золотоордынскую версию основания Казани Сартаком, сыном Батыя. По его мнению, Казань после разорения в конце XIV в. вновь восстанавливается в 1438 г. Улу-Мухаммадом. Штурм Казани в 1552 г. А.И.Лызлов описывал по "Сказанию" А.Курбского. Большое внимание одновременно он уделял сведениям иностранных авторов: хронике Матвея Стриковского, "Запискам о Московии" Сигизмунда Герберштейна и др., описывающих взаимоотношения Московского государства и Казанского ханства. Проблемы истории Казани нашли свое место в трудах историков XVIII века - "Истории России с древнейших времен" В.Н.Татищева [1768] и "Опыте Казанской истории" П.И.Рычкова [1767]. Если в работе В.Н.Татищева вопрос о возникновении города освещается в рамках золотоордынской концепции, то П.И.Рычков подверг критическому анализу и признал недостоверными легенды об основании Казани в джучидскую эпоху. Он обратил внимание на то, что в некоторых русских летописях "болгары-казанцы" начинают упоминаться с XII в., что, по его мнению, связано с заселением бассейна р




Hosted by uCoz