![](http://narod.yandex.ru/images/announcement_templ/1/title.gif) |
![](http://narod.yandex.ru/images/announcement_templ/1/top.gif) |
![](http://narod.yandex.ru/images/announcement_templ/1/dots.gif)
Екатерина часть 221
Великолепное искусство каллиграфии процветало и совершенствовалось не только в списках Священного Корана, но и в "шамаилах" и "лаухе" - настенных панно с изречениями из Священной Книги, которые выполнялись и золото тканной вязью по бархату, и цветной инкрустацией, и поразительной по цвету и изысканности художественной вышивкой. Шамаил в переводе с арабского языка означает "оберег", в персидском языке это слово получило значение "портрет, изображение". Фон татарских шамаилей часто представлял собой не только изображения общемусульманских святынь, но и картины сельских мечетей, деревенских пейзажей, древних архитектурных памятников Булгара и Казани. На шамаиле, висящем на стене мечети Марджани , наряду с кораническим изречением начертана и татарская народная мудрость.
Тонкий вкус народа, его мастерство и художественное чутье замечательно проявились и в искусствах художественной вышивки, золотого шитья, узорного ткачества; в чеканке и керамике, в народном костюме, в ювелирном искусстве и в немалой мере в издавна присущем народу искусстве кожаной аппликации, славящемся и сейчас по всему миру. Упоминание о булгарских сапогах встречаются в источниках 16-18 веков, и Карамзин в своей "Истории государства Российского" приводит такой летописный рассказ: " Владимир, желая завладеть Камскою Болгарией, отправился на судах вниз по Волге. Великий князь победил Болгаров, но мудрый Добрыня, по известию Летописца, осмотрев пленников и видя их в сапогах, сказал Владимиру: "они не захотят быть нашими данниками, пойдем лучше искать лапотников". Узорные сапожки – "ичиги" – входили в костюм казанских татарок, но в древности их носили и мужчины из феодальной знати. Материалом для них служили цветной сафьян и юфть, уже в древности известные настолько, что в Центральной Азии хорошо выделанную кожу до сих пор называют "булгари". Мануфактурное производство ичигов и другой кожаной обуви, а также золотошвейное вышивание женских калфаков, мужских тюбетеек и каляпушей было налажено уже в середине 19 века, а в конце19 века в этом промысле было занято уже около 12000 татарских мастериц
| |
![](http://narod.yandex.ru/images/announcement_templ/1/dots.gif)
| |